Ричард Тирни. Мифы Дерлета

Richard L. Tierney. The Derleth Mythos, 1972
Перевод: Андрей Бородин, 20
22

В целом, Мифы Ктулху — творение не Г. Ф. Лавкрафта, но Августа Дерлета.

Безусловно, основа их была заложена Лавкрафтом. Большинство богов, демонов и их служителей были придуманы именно им. Однако главнейшим его изобретением является определяющая данный жанр мрачная готическая атмосфера. Тем не менее, я склонен полагать, что концепции Мифов — дело рук исключительно Дерлета, пытавшегося с их помощью постичь концепции Лавкрафта.

Очевидно, сам Лавкрафт никогда не задумывался о каких-либо концепциях. Его взгляды на сверхъестественное и космическое были, по большому счёту, динамическими, непрерывно развивающимися в течение жизни. Взгляды Дерлета, напротив, были, за редким исключением, статичны; он ценил идеи Лавкрафта, но больше всего заботился об их систематизации, а не о развитии. Его старания, пусть и небезынтересные, были не слишком успешны с эстетической точки зрения. Я не утверждаю, что Дерлет был неэстетичен в принципе; однако, на мой взгляд, его мировоззрение просто не было лавкрафтианским, и потому, пытаясь продолжить традиции Лавкрафта, он упустил кое-какие существенно важные принципы.

Очевидно, сам термин «Мифы Ктулху» также придуман Дерлетом. И даже если это не так, то он сформулировал принципы, ныне прочно ассоциирующиеся с этим термином. Основной постулат Мифов таков: надмирная кучка «хороших парней» (Старших Богов) оберегает человечество от «плохих парней» (Древних), стремящихся покончить с ним (с человечеством!). Дерлет заявлял, что всё это является аналогией на христианский миф, с присущей ему вечной борьбой добра и зла и находящимся в эпицентре оной человечеством. Воплощающие зло Древние стремятся отнять у нас нашу планету, в то время как ангелоподобные Старшие Боги каждый раз своевременно вмешиваются, чтобы спасти нас.

Я не отнимаю у Дерлета его взгляды на мироздание, но нахожу крайне печальным то, что он заставил слишком многих поверить, что его взгляды совпадали с взглядами Лавкрафта. Сущая неправда. Представления Лавкрафта и Дерлета о вселенной диаметрально разные.

Очевидно, Дерлет был полон решимости смешать пантеон Ктулху со средневековой христианской традицией, сведя посыл историй к борьбе «добра» со «злом», какой она видятся с позиции антропоцентризма. Часто используемая в Мифах концепция «элементальных сил» также принадлежит Дерлету, заимствовавшему её из античной теории, согласно которой все известные нам вещи состоят из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. При этом Дерлет столкнулся с множеством противоречий. Он сделал Ктулху и его приспешников водными существами — но в «Зове Ктулху» они вторгаются на Землю из космоса и строят свои города на суше; лишь много позже те погружаются под воду в результате геологической катастрофы, сделавшей недвижимыми Ктулху и его расу. Хастур выведен как «элементаль воздуха» — хотя в то же время Дерлет даёт понять, что тот живет на дне озера Хали. Йог-Сотот и Нйарлатотеп, вероятно, два самых космических божества Лавкрафта, втиснуты в категорию «земля». Наконец, Дерлет изобретает элементаля огня Ктугу, дабы занять пустующую нишу своего зоосада элементалей (Лавкрафт не писал ни о каких существах, которых можно было бы истолковать как «элементалей огня»). Ктуга обретается на Фомальгауте — очевидно, из-за того, что Лавкрафт однажды упомянул эту звезду в одном из своих сонетов.

Но, даже без учёта элементалей, весь базис Мифов «о борьбе добра со злом» Дерлета кажется настолько нелавкрафтианским, насколько это вообще возможно. Лавкрафт всегда считал космос абсолютно безразличным к таким антропоцентрическим понятиям, как «добро» и «зло». В его лучших рассказах наибольшее потрясение призваны вызвать строки, в которых рассказчик признаёт, что существуют немыслимые и непостижимые силы и сущности, которые в основном безразличны к человеку по причине своего довлеющего превосходства над ним.

Большинство авторов, продолжающих писать истории о Мифах Ктулху или исследовать оные в научных статьях, буквально увековечивают заблуждения Дерлета.

Я считаю, что Лавкрафт достиг апогея своего творчества в двух романах: «Тень из безвремения» и «Хребты безумия». В каждом из них Лавкрафт превратил свою вселенную в своеобразный дом с привидениями, связав достижения современной науки с духом готического ужаса. Таким образом, он создал модель «жуткой» истории, в которую человек XX века мог продолжать верить даже после того, как традиционные атрибуты ужаса — кладбища, разрушающиеся замки, населённые призраками особняки и т.п. — начали переходить в разряд клише. Но последователи Лавкрафта никогда не избирали этот путь развития. Все без исключения, они ставят человека и его ценности в центр, неукоснительно следуя традиции Дерлета, и большинство из них даже продолжают использовать не связанные с Лавкрафтом надстройки — Старших Богов, элементалей и т.д., параллельно сочиняя бесконечные вариации на популярные истории Лавкрафта о Данвиче и Инсмуте.

Подводя итог, можно сказать, что Мифы Ктулху в их нынешнем виде — это такое же изобретение Дерлета, как и Лавкрафта. Путь, которым шёл Лавкрафт, до сих пор открыт — никто еще по-настоящему не взялся за то, на чём он остановился. Путь этот ведёт к космическому. И если кто-то хочет проникнуть в суть того, что Лавкрафт чувствовал по отношению к космосу, он непременно должен обойти стороной Дерлета и его последователей.

Оставьте комментарий